Компания «1С-Рейтинг» завершила проект внедрения корпоративной информационной системы на Павлодарском нефтехимическом заводе — крупнейшем в Казахстане предприятии по производству нефтепродуктов. Система, развернутая на 713 рабочих местах, позволила достичь нового уровня в управлении бизнес-процессами и стала неотъемлемой частью в процессе управления заводом.
ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» — крупнейшее в Казахстане предприятие по производству нефтепродуктов, а также единственное предприятие в РК по набору технологических установок, обеспечивающих глубину переработки нефти 80-85% масс. По технологии завод ориентирован на переработку западносибирской нефти. Основная деятельность предприятия заключается в производстве бензина, топлива для реактивных двигателей, дизельного, котельного топлива, сжиженных газов, битумов, кокса, серы различных марок и т.д. В 2009 г. завод вошёл в состав АО НК «КазМунайГаз» (национальный оператор по разведке, добыче, переработке и транспортировке углеводородов), что определило выбор стратегического направления развития предприятия.
Предпосылками проекта явились:
- Ведение учета на предприятии в более чем 100 разрозненных программах (АРМ-ах) разработки 80-х, 90-х годов. Отсутствие на предприятии целостной учетной системы, которая позволила бы проводить элементарный анализ и контролировать правильность отражения хозяйственных операций на счетах учёта, как в режиме реального времени, так и с определённой периодичностью.
- Отсутствие плановых и управленческих данных и отчетности в текущей информационной системе.
- Недостаточно регламентированная процедура поддержания основных классификаторов.
- Недостаточная автоматизация некоторых разделов учета или функциональных блоков.
- Высокий процент данных, обрабатываемых «в ручную», затребование нужной информации у сотрудников смежных отделов, что отвлекало их от выполнения непосредственных обязанностей.
- Двойной ввод данных на некоторых участках учета.
- Требование управляющей компании полностью войти в периметр компаний, сдающих отчетность через систему 1С:СИКФО (на базе 1С:Консолидации).
Цели проекта:
- Объединение всей информации в единую базу данных.
- Минимизация ручной обработки информации.
- Снижение времени на предоставление отчетной информации.
- Ввод и повышение качества информации на местах, т.е. там, где она образуется.
- Получение оперативной, своевременной и достоверной информации для принятия управленческих решений.
- Организация эффективного взаимодействия подразделений.
- Формирование централизованной методологии учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений, реализация этой методологии в рамках учетной модели корпоративной информационной системы.
- Обеспечение взаимосвязи бухгалтерского и оперативного учета производственно-хозяйственной деятельности.
- Разработка механизмов управленческого учета и планирования по центрам финансовой ответственности и реализация этих механизмов программными средствами системы.
- Улучшение бухгалтерского и аудиторского контроля.
- Повышение эффективности производства.
В качестве исполнителя проекта по внедрению информационной системы была выбрана компания «1С-Рейтинг», зарекомендовавшая себя как надежный партнер при создании сложных корпоративных систем с максимальным охватом рабочих мест.
Началом сотрудничества послужило принятие решения о внедрении «1С:Зарплата и управление персоналом 8 для Казахстана» на 4200 сотрудников. Далее было принято решение о полномасштабном проекте с использованием конфигураций:
- «1С:Управление производственным предприятием 8 для Казахстана» — для автоматизации основного документооборота.
- «1С:Консолидация 8» — для разработки отчетности.
В связи с требованием управляющей компании о вхождении в периметр консолидации компаний холдинга, работающих на платформе 1С, проект был разбит на две очереди.
Первая Очередь Проекта — окончание 1-й квартал 2013 года
- Построение единой информационной системы и перенос ввода информации на места возникновения.
- Единая нормативно-справочная информация (НСИ).
- Максимально возможный на этом этапе охват оперативного и управленческого учета.
- Интеграция в систему консолидации управляющей компании.
Вторая Очередь Проекта — 2014 год
- Построение расширенного управленческого учета и планирования, план-фактного анализа на основе уже работающего блока подсистем, «поставляющих» фактическую информацию.
В процессе реализации проекта выполнялись сопутствующие консультационные услуги:
- Разработка трехстороннего мэппинга планов счетов (существующий до внедрения — план счетов управляющей компании — целевой план счетов системы), согласование и частично разработка принципов и подходов регламентированного учета по большей части разделов учета.
- Формализация и развитие существующей модели учета и распределения затрат, отражения выпуска и расчета себестоимости полуфабрикатов и продукции.
- Создание модели будущей подсистемы учета объектов соц.сферы — начиная от создания и развития новых разделов плана счетов, таблиц корреспонденций, методики расчета себестоимости и заканчивая встраиванием этой модели в общую модель расчета себестоимости по заводу в целом.
Введены в промышленную эксплуатацию следующие подсистемы
- Управление производством и расчет себестоимости продукции
- Управление продажами
- Управление закупками
- Управление запасами
- Бухгалтерский учет
- Налоговый учет
- Управление персоналом
- Управление основными средствами и нематериальными активами
- Управление денежными средствами
- Управление данными об изделиях — состав изделия
- Управление данными об изделиях — технология производства
- Управление отношениями с поставщиками (SRM)
- Управление заказами покупателей
- Управление заказами в производстве
Ключевые результаты проекта
- Функционирует единая информационная система, ручная обработка информации сведена к минимуму, в полном объеме функционирует регламентированный контур.
- Ввод информации передан на места.
- В достаточном количестве подсистем функционирует управленческий контур (казначейство, НСИ, реализация, управление производством и др.).
- В условиях достаточно сложной производственной схемы (множество переделов, встречный выпуск, развернутая отраслевая специфика, давальческое сырье) и возникновения почти каждый месяц новых учетных ситуаций, в единой подсистеме работают все подразделения, так или иначе участвующие в отражении выпуска и затрат, распределении затрат и расчете себестоимости. Осуществляется управление отчетным периодом с отслеживанием, какие подразделения предоставили всю информацию.
- В ремонтных цехах введен позаказный учет выпускаемой продукции и услуг.
- В подсистеме управления запасами работают все склады и кладовые завода.
- Функционирует подсистема нормативно-справочной информации, позволяющая пользователям создать и согласовывать проект нового или уже существующего элемента справочника, указывая будущий реквизитный состав и т.п. информацию, а эксперту нормативно-справочной информации анализировать и отрабатывать поступающие заявки. Установлены центры ответственности за те или иные классификаторы, составлены регламенты работы с классификаторами и функционируют соответствующие средства контроля.
- На предприятии функционирует подсистема зарплаты и управления персоналом на 4200 сотрудников. Пользователями подсистемы являются табельщики всех подразделений, кадровая служба, ООТиЗ и расчетчики – около 70 человек. Кроме того, подсистема достаточно плотно взаимодействует с другими подсистемами (учет расходов будущих периодов, прочая реализация, управление производством, учет с подотчетными лицами и др.).
- Обучено 250 сотрудников предприятия.
- В рамках требований Системы Управленческой Отчетности холдинга внедрена подсистема начисления, позволяющая отражать операции на основании данных предыдущих месяцев/договоренности с поставщиками, приборов учета и других факторов.
- Предприятие интегрировано в периметр консолидации компаний холдинга, работающих на 1С.
- В рамках подсистемы «Управление реализацией» осуществляется оформление документов отгрузки нефтепродуктов трубопроводом, автомобильным и железнодорожным транспортом от заявки клиента до железно-дорожной накладной.
Пользователями системы являются сотрудники всех подразделений предприятия, автоматизировано 713 рабочих мест.
Окончание опытно-промышленной эксплуатации и ввод системы в промышленную эксплуатацию состоялось 01.04.2013 года.
Заместитель генерального директора по корпоративному развитию Мухит Муратович Маженов так прокомментировал результаты внедрения:
«Планы по внедрению в рамках выполненных работ были реализованы в полном объеме. Хотелось бы отметить, что с помощью единой информационной системы, охватившей большинство подразделений завода, достигнут достаточно серьезный уровень прозрачности бизнес-процессов, в значительной степени усилен контроль за финансовыми потоками предприятия, что в совокупности позволяет принимать достаточно взвешенные управленческие решения».
ТОО «Павлодарский нефтехимический завод»
Адрес: Республика Казахстан, 140000, г. Павлодар, ул. Химкомбинатовская, 1
Тел.: +7 (7182) 39-60-09, 39-61-17
Факс: +7 (7182) 39-60-98
E-mail: kanc@pnhz.kz
Сайт: